Главная » Файлы » Курсовые работы » Курсовые проекты |
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА
[ Скачать с сервера (131.0 Kb) ] | 22.02.2018, 10:51 |
ВВЕДЕНИЕ БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА Бюджетная система страны представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаи-моотношений государства и местных органов власти. Структура бюджета страны зависит от её государ-ственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двухъярус-ное построение - государственный и местный бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством (США, ФРГ) имеется промежуточное звено - бюджеты штатов, земель и соответствующих им административных образований. Бюджет любого уровня представляет собой центра-лизованный фонд денежных ресурсов, которыми распо-лагает и распоряжается правительство страны или адми-нистрация конкретной территории. К бюджетам территории относятся: бюджеты круп-ных регионов - штатов, земель, департаментов; бюджеты местных органов управления - городов, графств, райо-нов и т. д. Структурно, любой бюджет включает две части: доходы субъекта и его расходы. Расходы показывают направление и цели бюджет-ных ассигнований. По своей структуре расходные статьи, например государства, подразделяются на расходы по государственному управлению, на военные расходы, расходы на социально-экономические цели, расходы на хозяйственную деятельность государства, расходы на осуществление внешнеэкономической деятельности. Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличи-ваются темпами, значительно превышающими темпы ро-ста ВНП. Например, в США государственные расходы в ХХ столетии выросли более чем в 350 раз. Только за период с 1980 по 1989 годы расходы федерального бюджета увеличились в два с лишним раза (с 433.5 млрд. дол. до 877.2 млрд. дол.). К числу важнейших статей государственных расхо-дов относятся затраты, связанные с созданием наиболее благоприятных предпосылок для функционирования про-изводственных секторов экономики. Всё более значитель-ное место занимают и расходы на создание объектов социальной инфраструктуры, в первую очередь - на об-разование и здравоохранение. Значительный удельный вес продолжают занимать военные расходы. Рассматривая военные расходы, необ-ходимо учитывать не только прямые, но и косвенные затраты, к числу которых относятся выплаты процентов по военным долгам, пенсии и пособия инвалидам войны, ветеранам и т. д. Важной составной частью финансовой системы гос-ударства являются местные бюджеты. За счёт их расхо-дов финансируются, в первую очередь, объекты комму-нальной собственности, строительство дорог, школ, раз-витие средств связи, а также жилищное строительство. Бюджеты местных органов власти используются также на социально-культурные нужды, содержание объектов здравоохранения, поддержания экологического равнове-сия. Доходы государственного бюджета состоят, в первую очередь, из налогов, собранных как центральны-ми, так и местными органами власти, государственных займов, а также поступлений так называемых внебюд-жетных и целевых фондов. Создание такого рода фон-дов обусловлено необходимостью мобилизации крупных финансовых расходов для конкретных целей, прежде всего, социально-экономического характера. К числу их относятся социальное страхование, строительство дорог, охрана окружающей среды, подготовка и переподготовка рабочей силы и многое другое. Число их постоянно рас-тёт, примером чего может быть федеральный бюджет США, в рамках которого насчитывается свыше 800 по-добных фондов. ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА В СТРАНАХ С РАЗ-ВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ И В РОССИИ Государственные финансы, в которые входят бюджеты центрального правительства, местных органов власти всех уровней, а в ряде стран и некоторые внебюджетные фонды, - важнейшая составная часть хозяйственного механизма разви-тых стран. Это тот рычаг, с помощью которого правитель-ство оказывает огромное воздействие на весь процесс произ-водства и распределения. Бюджетная система выполняет при этом три функции: 1. фискальную - через изъятие налогов обеспечивает необходимые ресурсы для правительственной дея-тельности, то есть для покрытия расходов на воен-ные, экономические и социальные программы, а так-же на существование аппарата управления; 2. экономического регулирования - налоги и расходы используются как рычаги управления хозяйственной деятельностью и осуществления определённых целей экономической политики (стабилизации экономики, стимулирования её роста, структурных сдвигов и т. п.); 3. выравнивания доходов - то есть перераспределения доходов, благодаря прогрессивной системе налогооб-ложения и системе трансфертных платежей, мало обеспеченным и безработным гражданам, инвалидам, детям, отсталым регионам и т. п. Главная особенность стран с рыночной экономикой со-стоит в том, что с помощью бюджета финансируются по преимуществу только те общественные потребности или сферы народного хозяйства, где частное предпринимательство и ры-ночные отношения не работают или работают плохо, а также те сферы, где требуется защита интересов отдельных слоёв общества или населения в целом. Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как: содержание вооружённых сил и государственного аппарата; финансирование социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука и пр.); фи-нансирование хозяйства; выплата процентов по государствен-ному долгу. Соотношение между этими глобальными категориями определяется многими факторами: социальной и экономиче-ской структурой в конкретной стране, долей государственного сектора, историческими и политическими традициями, общей стратегией регулирования экономики. Сравнительная характе-ристика структуры бюджетных расходов в США, Японии, ФРГ и Англии в конце 80-х - начале 90-х годов представле-на в таблице. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ ПО ФУНКЦИ-ЯМ В % К ВВП США Япония 1990 г. ФРГ 1989 г. Англия 1990 г. 1. Общественные товары, в т. ч. оборона 9.3 6.0 4.9 0.9 9.2 2.5 9.7 4.3 2. Общественные услуги 2.1 Образование 2.2 Здравоохранение 2.3 Жилищное строительство 6.0 4.7 0.9 0.4 10.8 3.7 4.8 2.2 10.9 4.2 6.0 0.7 12.2 5.0 5.1 2.1 3. Трансферты 3.1 Поддержание доходов 3.2 Административные расходы 3.3 Прочие трансферты 11.9 7.8 0.6 3.5 7.8 7.2 0.6 0.0 18.5 15.7 2.4 0.4 13.4 9.9 1.6 1.8 4. Экономические услуги, в т. ч.: 4.1 Капиталовложения 4.2 Субсидии 4.6 1.7 0.6 4.4 2.9 0.5 4.5 1.4 1.8 4.0 1.8 0.5 5. Проценты по государственному долгу 5.1 4.0 2.7 3.5 6 Все расходы 36.9 32.5 45.8 43.2 СТРУКТУРА РАСХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РФ В 1995 ГОДУ Основные расходные статьи Доля в % к ВВП Доля в % к бюджетным расходам РАСХОДЫ ВСЕГО Из них: 29.8 100 Государственное управление 0.7 2.3 Международная деятельность 1.7 Национальная оборона 3.0 10.0 Правоохранительная дея-тельность и обеспечение без-опасности 1.6 Промышленность, энергетика, строительство 2.1 11.4 Сельское хозяйство и рыболовство 1.3 Социально-культурные меро-приятия, в т. ч.: - Образование - культура и искусство - здравоохранение и физкультура - социальная политика 7.9 3.5 0.5 2.5 1.3 24.0 12 Прочие 11.5 40 Как видно, структура расходов российского бюджета существенно отличается. За годы реформ произошло прежде всего резкое снижение доли военных расходов - с примерно 20% ВВП в 1990 г. до 3% ВВП в 1995 г. (в США к 1995 г. они снизились до 3.7% ВВП). Но самое главное различие состоит в том, что удельный вес социальных расходов (статья “Социально-культурные мероприятия”) в России значительно ниже уровня развитых стран. Крайне низка у нас доля фи-нансирования науки, причём она непрерывно снижалась: с 1.03% в 1991 г. до 0.41% в 1995 г. (в развитых странах этот показатель колеблется в пределах 2-2.7%). Главным источником покрытия государственных расхо-дов являются налоги. Подавляющую часть налоговых поступ-лений дают три источника: во-первых, индивидуальный подо-ходный налог, от которого поступает примерно треть всей суммы (кроме Франции, где его доля довольно низка - 13.4%); во-вторых, налог на заработную плату, доля которо-го колебалась в конце 80-х годов от 19% в Англии до 46% во Франции; в-третьих, налоги на потребление. Если в США и Японии эти налоги давали по 18% поступлений, то в евро-пейских странах их фискальная роль была гораздо выше. Удельный вес налогов на потребление, главным образом бла-годаря существованию здесь налога на добавленную стои-мость, колебался в пределах 30%. Общим для всех перечис-ленных стран - является низкая доля поступлений от налога на прибыли корпораций. Если исключить Японию (21.1%), то эта доля составляла лишь 7% в США, 4% во Франции, 5% в ФРГ и около 11% в Англии. Это говорит о том, что налого-вые системы построены таким образом, чтобы максимально снизить налогообложение предпринимательского сектора, с тем чтобы предприятия имели благоприятные возможности для инвестирования получаемых прибылей. С 1992 года российский бюджет в основном перешёл на те виды налогов, которые характерны для стран с рыночной экономикой, - подоходный налог, налог на прибыль предпри-ятий, имущественный налог, налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Сразу же большую роль стал играть налог на добавленную стоимость, хотя его пресс постепенно снижа-ли: в 1992 г. он дал 37.5% всех бюджетных поступлений. А в 1995 г. - 22.0%. Что касается поступлений по остальным видам налогов, то их структура почти не изменилась. Значи-тельную часть бюджетных поступлений дают прямые налоги на прибыль предприятий, хотя их доля несколько снизилась - с 29 до 26%. Если учесть, что налоги на предприятия заби-рают до 80% прибыли, то становится ясно, что их главная роль - фискальная, никакого простора для инвестиционной деятельности такие налоги не оставляют. Ничтожно малую долю дают налоги с населения - 8%. По-видимому необходи-ма более прогрессивная шкала налогообложения физических лиц, которая до 80-х годов во всех странах Запада была весьма дифференцированной, с высокими предельными ставка-ми. ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА Бюджетный дефицит возникает тогда, когда расхо-ды превышают доходы. Большинство правительств как в развитых, так и в развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой не могут покрыть до-ходами своих расходов, сводя государственный бюджет с дефицитом. Если же доходы государства превышают его расходы, то их разница составляет бюджетный избы-ток (профицит). Когда у правительства возникает дефицит бюджета, оно должно занимать деньги у населения. Чтобы опла-тить свои счета. Для этого правительство выпускает об-лигации, представляющие собой долговые обязательства, т.е. обещание заплатить деньги в какой-то определённый момент в будущем. Государственный долг (накопленная сумма задолженности правительства) - это денежная цен-ность правительственных облигаций, принадлежащих об-ществу (домохозяйствам, банкам, предприятиям, ино-странцам и другим неправительственным учреждениям). Финансирование бюджетного дефицита осуществля-ется путём заимствования на внутреннем и (или) внеш-нем финансовом рынке. При этом заимствование у де-нежных властей (кредиты Центрального банка правитель-ству или приобретение им государственных ценных бу-маг) является инфляционным. Например, в России в 1992-1994 гг. кредиты ЦБ государственному сектору экономики явились основным фактором высокой инфля-ции. Поэтому во многих странах запрещено кредитова-ние правительства денежными властями. А в ряде стран - и приобретение ими государственных ценных бумаг. В большинстве развитых стран преобладают не-эмиссионные формы финансирования дефицита государ-ственного бюджета, не приводящие непосредственно к росту инфляции. К таким формам относятся продажа государственных ценных бумаг на финансовом рынке. Получение государством кредитов от коммерческих бан-ков и из-за рубежа. Приемлемый уровень бюджета в краткосрочном периоде определяется в этом случае прежде всего спросом на государственные ценные бума-ги и готовностью предоставления кредитов, которые в свою очередь зависят от предлагаемого государством дохода (процентов) и от степени доверия к нему со стороны потенциальных кредиторов. Приемлемость данного уровня дефицита в долго-срочном периоде определяется возможностью долговре-менного поддержания определяющих этот уровень пара-метров бюджетно-налоговой политики. Государство мо-жет, предложив достаточно высокий доход, разместить свои ценные бумаги в краткосрочном периоде, однако выход за разумные пределы доходности и объёма реа-лизации ценных бумаг повлечёт за собой высокие рас-ходы по обслуживанию государственного долга в буду-щем и, следовательно, увеличение в будущем бюджетно-го дефицита, снижения доверия к правительству и необ-ходимость повышения процентов по государственному долгу. Этот “порочный круг” выразится в конечном счё-те в невозможности дальнейшего неэмиссионного финан-сирования бюджетного дефицита. Если, например, в Рос-сии в 1995-1996 гг. при отсутствии экономического ро-ста и годовой инфляции порядка 60-70% процентные ставки по ГКО существенно превышали 100%, ясно что данный режим финансирования бюджетного дефицита может поддерживаться лишь в весьма краткосрочной перспективе. Государственный бюджет выполняет три основные экономические функции. Во-первых, он выступает сред-ством распределения национального продукта между частными и общественными потреблением и инвестиция-ми. Во-вторых, с помощью прямых расходов и косвен-ных налоговых стимулов государственный бюджет воз-действует на предложение производственных факторов (таких как труд и капитал) и на объём выпуска различ-ных секторов экономики. В-третьих, он является оруди-ем бюджетно-налоговой политики правительства, направ-ленной на достижение ключевых макроэкономических целей. Под налогово-бюджетной политикой понимается процесс налогообложения и осуществления государствен-ных расходов с целью сглаживания циклических колеба-ний и обеспечения устойчивого экономического роста в условиях высокой занятости и низкой и стабильной ин-фляции. Целью бюджетно-налоговой политики, состоящей в манипулировании налогами и государственными расхо-дами и используемой в сочетании с кредитно-денежной политикой, является достижение быстрого экономического роста в условиях высокой занятости и стабильных цен. В настоящее время, например, в США краткосроч-ная экономическая стабилизация осуществляется главным образом, с помощью инструментов кредитно-денежной политики. Однако иногда правительству, чтобы совла-дать с деловыми циклами приходится применять дискре-ционную налогово-бюджетную политику. Дискреционная налогово-бюджетная политика - это политика, при кото-рой правительство изменяет ставки налогообложения или программы государственных расходов, прибегая обычно к принятию новых законов. Основные инструменты дис-креционной бюджетно-налоговой политики - это обще-ственные работы, другие программы капиталовложений, проекты по трудоустройству населения и изменения ста-вок налогообложения. Современная наука о государственных финан-сах выделяет такие формы дефицита, как структурный и циклический. Структурная часть бюджета - это активный элемент, размеры которого определяются под действием дискреционных мероприятий, таких как установление налоговых ставок, пособий социального обеспечения или величины расходов на оборону. Циклическая часть бюджета, напротив, - это пассивный элемент, зависящий от состояния конъюнктуры, то есть от того, повышаются или падают национальный доход или продукт. С количественной точки зрения, определения структурного и бюджетного дефицита звучат следующим образом: В фактическом бюджете учитываются фактиче-ские денежные доходы, расходы и дефицит за опреде-лённый период. Структурный бюджет описывает те государ-ственные доходы, расходы и дефицит, которые имели бы место в том случае, если бы народное хозяйство функционировало на уровне потенциального выпуска. | |
Просмотров: 573 | Загрузок: 21 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |