Главная » Файлы » Контрольные работы » Контрольные работы |
Мишель Фуко “Слова и вещи”
[ Скачать с сервера (45.1 Kb) ] | 05.07.2017, 11:42 |
Поль Мишель Фуко - французский философ, теоретик культуры и историк. Он создал первую во Франции кафедру психоанализа, был преподавателем психологии в Высшей нормальной школе и в университете города Лилль, заведовал кафедрой истории систем мышления в Коллеж де Франс. Является одним из наиболее известных представителей антипсихиатрии. Книги Фуко о социальных науках, медицине, тюрьме, проблемах безумия и сексуальности сделали его одним из самых влиятельных мыслителей XX века. Мишель Фуко родился 15 октября 1926 года в городе Пуатье в состоятельной семье. Отец, успешный хирург, преподавал анатомию в местном медицинском колледже, дедушка также был хирургом и профессором анатомии в медицинском институте. Ожидалось, что и старший сын, Поль Мишель, станет медиком. Тот, однако, решил идти своим путем, и мать поддержала сына. Мишель нарушал семейную традицию не только в этом. В семье Фуко принято было давать мальчику имя Поль. Полем Фуко был отец, Полем Фуко был дед. Полем должен был стать и сын, однако мать воспротивилась полному подчинению традициям, царящим в семье ее мужа. Поэтому мальчик был назван Полем, однако получил и второе имя - Мишель. В школе Фуко носил прозвище Полишинель и не отличался особыми успехами. Даже по своему любимому предмету - истории, он был вторым в классе. На его школьные годы пришелся трагический период в истории Франции. Город был оккупирован фашистами в 1940 году. Фуко был слишком молодым, чтобы отбывать обязательную трудовую повинность, и поэтому мог продолжать учебу. Мишель Фуко учился в гимназии своего родного города, которую окончил в 1943 году. После окончания войны Мишель Фуко покидает свой родной город и отправляется в Париж, чтобы готовиться к поступлению в Высшую нормальную школу. В 1946 году ему удаётся пройти конкурс по вступлению в Высшую нормальную школу - это стало началом новой жизни для Мишеля Фуко. В Высшей нормальной школе Фуко серьезно занимался психологией и психиатрией. В 1948 году в Сорбонне Фуко получил степень лиценциата по философии, в следующем году - такую же степень по психологии и одновременно диплом Парижского института психологии. В 1952 году тот же институт выдал ему диплом по психопатологии. В 1966 году опубликовал книгу «Слова и вещи». Название этой работы в оригинале - «Les Mots et les choses. Une archéologie des sciences humaines ». (На английском языке работа была опубликована под названием «The Order of Things»). «Слова и вещи» - это одна из самых тяжёлых и неоднозначных работ французского мыслителя. Основные работы: «Психическая болезнь и личность» (1964); «Безумие и неразумие: история безумия и классический век» (1961); «Раймон Руссель. Опыт исследования» (1963); «Рождение клиники: археология взгляда медика» (1963); «Археология гуманитарных наук» (1966); «Археология знания» (1969); «Порядок речи» (1970); «Надзор и наказание» (1975); «Воля к знанию» (1976); «Опыт наслаждений» (1984); «Забота о себе» (1984). Последние три работы составляют тома 1—3 «Истории сексуальности». Посмертно — «Итоги курса в Коллеж де Франс, 1970—1982» (1989). Статьи и выступления: «Предисловие к превзойдению» (1963); «Отстояние, вид, первоначало» (1963); «Мысль извне» (1966); «Философский театр» (1970); «Что такое автор» (1969); «Ницше, генеалогия, история» (1971); «Игра власти» (1976); «Запад и истина секса» (1976) и др. Последние два года жизни Фуко страдал частыми, ослабляющими его заболеваниями. Умер он 25 июня 1984 года. Слова и вещи Глава VIII ТРУД, ЖИЗНЬ, ЯЗЫК 1. НОВЫЕ ЭМПИРИЧНОСТИ Мышление, которое свойственно нашему времени и с помощью которого нам волей-неволей приходится мыслить, до сих пор во многом определяется вскрывшейся в конце XVIII века невозможностью обосновать наши познавательные синтезы в пространстве представления и соответственной и одновременной необходимостью, с одной стороны, открыть трансцендентальное поле субъективности, а с другой — построить уже по ту сторону объекта те «квазитрансценденталии», каковыми для нас являются Жизнь, Труд, Язык. Приходит время познать новый этап , современный этап способа познания эмпиричностей. Этап современного способа познания эмпиричностей можно разделить на периоды. В первый период , который хронологически простирается от 1775 до 1795 года, впервые вводятся понятия труда, организма и грамматической системы. Жизнь как основная форма знания вызывает появление и новых объектов (например, отношение признака к функции), и новых методов (например, поиск аналогий). Производство, жизнь, язык — во всем этом уже не следует искать объекты, которые как бы силой собственного веса и под действием собственного напора навязывались бы извне познанию, ранее пренебрегавшему ими; в них не следует также видеть понятия, созданные постепенно, благодаря новым методам, благодаря прогрессу наук, шествующих к своей собственной рациональности. Благодаря этим принципах знания держатся в едином целом объекте. 2. РИКАРДО В мире должно постоянно действовать соотношение между стоимостями вещей. Однако труд мог приобрести такую роль лишь ценою определенного условия: необходимо было предположить, что количество труда, необходимого для производства некой вещи, равно количеству труда, которое сама эта вещь могла приобрести в процессе обмена. Труд на постоянной основе не может быть куплен или продан. Определенный товар составлял какой-то определенный труд и наоборот – определенный труд мог представить какое-то количество товара ( за Адамом Смитом) . В исследовании Рикардо важное место в функционировании экономики отводится труду. Согласно его теории, по одну сторону оказывается труд, который предлагают рабочие, который принимают или требуют предприниматели и который оплачивается заработной платой; по другую же сторону тот труд, который добывает металлы, производит продукты, изготовляет различные предметы, которые до этого момента не существовали. Для Рикардо, как и для Смита, труд способен измерять эквивалентность товаров, которые проходят через цикл обменов: «В незрелом состоянии общества меновая стоимость вещей или правило, которое устанавливает, какое количество одного продукта следует отдать в обмен на другой продукт, зависит лишь от сравнительного количества труда, затраченного на производство каждого из них» Любое действие вызывает какое-то противодействие. Так всякий труд имеет результат, который в этой или иной форме применяется в каком-то новом труде, определяя его стоимость, а этот новый труд в свою очередь участвует в образовании новой стоимости и т. д. Рикардо заявляет, что стоимость любого предмета определяется не инструментами, которые позволяют его анализировать, а условиями производства, которые его породили. В свою очередь сами эти условия определяются количеством труда, затраченного на их производство. Иными словами все связано со всем. Рассматривается понятие редкости благ. Люди представляют себе объекты, которых они не имеют, к примеру, голодные люди представляют хлеб, богатые люди – редкие драгоценности и тд. Труд – это экономическая деятельность. К примеру, не имея средств к существованию, некоторые люди умирали, а многие погибли бы, если бы не принялись обрабатывать землю. То есть люди фактически совершают труд под угрозой смерти. Количество людей на Земле постоянно увеличивается, соответственно увеличивается труд на все менее и менее плодородных полях земли, отсюда вывод – увеличивается плата рабочим за их труд. История, в конце концов, станет неподвижной. В какой-то определённый момент всему этому придет конец. Конечность человеческого бытия окажется определённой раз и навсегда. История выступает как мощный механизм, который помогает человеку ощутить недостаток благ. Чем ощутимее становится этот недостаток с каждым днем, тем напряжённее становится труд – возрастает плата за труд. История принуждает людей трудиться и производить все больше и больше, получая при этом лишь самое необходимое для жизни, а иногда и еще меньше. У Рикардо история заполняет разрыв, обусловленный конечностью человеческого бытия и находящий выражение в постоянном недостатке благ, конец которому кладет лишь момент достижения окончательного равновесия. Конечность во всей своей истине дается во времени — и вот времени наступает конец. Исполненное величия раздумье о конце Истории — это утопия причинного мышления, тогда как греза о первоначале — это утопия классифицирующего мышления. 3. КЮВЬЕ Кювье освободил соподчинённость признаков от их таксономической функции, вывел их за рамки всякой возможной классификации и поместил в различные уровни организации живых существ. Он рассматривает человека как органическую структуру, которая является абстрактной сущностью способной принимать разные формы. Органами Кювье называет элементы (или те группы различных элементов), которые можно вычленить, окидывая взглядом телесную организацию индивидов. Кювье выводит функцию далеко за пределы органа и подчиняет расположение органа господству функции. Кювье лишает орган если не индивидуальности, то по крайней мере независимости, считая ошибочной веру в то, что «в важном органе все важно»; он привлекает внимание скорее к самим функциям, нежели к органам, прежде чем определять органы посредством их собственных переменных, он соотносит их с теми функциями, которые они обеспечивают. Число этих функций относительно невелико: дыхание, пищеварение, кровообращение, движение...Особое внимание он уделяет процессу дыхания. “В различных классах животных оно осуществляется органами, столь различными, что структуры их не имеют между собою практически ничего общего.” Упоминается предмет Биологии, который рассматривает связь органа с функцией. Сосуществование означает, что орган или система органов могут функционировать в живом организме лишь при одновременном наличии другого органа или другой системы органов определенного рода и формы: «Все органы одного животного образуют единую систему, все части которой занимают свои определенные места, воздействуя друг на друга и отвечая на эти воздействия; изменение одной части не может не повлечь за собой соответствующие изменения всех других». Сначала Кювье полагал, что функции существования важнее функций связей («ибо животное сначала существует, а потом чувствует и действует»). Однако позднее определяющей все диспозиции организма становится для Кювье нервная система (со спинным мозгом или без него): «Она является основой целостности живого организма: все другие системы лишь поддерживают ее и служат ей». Кювье рассматривает отношения бытия и природы. Природа в XIX веке является прерывной ровно в той мере, в какой она является живой. Не следует видеть в живом существе лишь некоторое сочетание определённых молекул, оно выступает как целый организм, непрерывно поддерживающий отношения с внешними элементами. Любой живой организм является опредёленно укомплектованной сложной структурой. Кювье, вводя в классическую шкалу живых существ резкую прерывность, вызвал тем самым одновременно и появление таких понятий, как биологическая несовместимость, отношение к внешней среде, условия существования, выдвинул некую силу, которая должна поддерживать жизнь, и некую силу, которая ей угрожает смертью. 4. БОПП Рассматривается объект слова и структуры языков. Слово связано с представлением лишь в той мере, в какой оно с самого начала составляет часть грамматической организации, посредством которой язык определяет и обеспечивает свою собственную связность. Культура не может позитивно осознать, что ее язык, уплотняясь и приобретая собственный вес, перестает быть прозрачным для ее представлений. На самом деле, если мы продолжаем говорить, то как можно узнать ,что язык приобретает новое измерение, не сводимое к чистой дискурсивности? Про образование позитивности филологии рассказывают четыре теоретических сегмента. Первый – касается способа, как можно дать характеристику языку изнутри и отличить один язык от другого. Второй - исследование внутренних вариаций представляет собой важный теоретический сегмент новой филологической теории. У Боппа язык впервые рассматривается как совокупность фонетических элементов. | |
Просмотров: 453 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |